8 (800)333-17-88(Бесплатный звонок)
8 (495)660-35-11(по Москве)


Корпоративное право для вашего бизнеса

 

Регистрация общественной организации

Публикация: 13.07.2024 Обновление: 13.07.2024 Просмотров: 23

Регистрация общественной организации дает объединению официальный статус, возможность открыто действовать, развиваться. Процедура требует знания законов, тщательной подготовки, сбора документов и взаимодействия с госорганами.

Что такое общественная организация

Общественная организация (ОО) — это некоммерческая организация (НКО), которая работает на принципах самоуправления и добровольности для достижения целей, изложенных в уставе. Люди объединяются по личной инициативе, чтобы вместе решать важные вопросы. Каждый здесь равен и открыт. Участниками могут быть как обычные граждане, так и юридические лица. Главное, чтобы все действовали по закону, не зависели от государства.

У организации есть свой устав. Это главный документ, где прописаны все правила. Они определяют жизнь, работу объединения. Последнее слово всегда за общим собранием. В него входят все члены организации. Заработанные деньги идут на общее дело — оплату труда участников, аренду помещений, покупку оборудования. Иногда допускается реализация бизнес-задач, но только если они совпадают с профилем работы.

Цели создания общественных организаций

Вариантов — много. Одни занимаются культурой и наукой, другие — благотворительностью. Третьи встают на защиту природы или обучают всех желающих. Можно объединяться по интересам: молодежь, женщины, верующие. Или помогать тем, кто попал в беду, например, детям-сиротам или бездомным животным.

Цель должна быть благородной, полезной всему обществу. Идти вразрез с законом нельзя. Коммерция — не главное. Смысл в другом — решать проблемы сообща, добиваться перемен. Тут каждый находит себе дело по душе.

Виды общественных организаций

Организации различаются по территориальному охвату. Вот их список:

  1. Общероссийские. Действует по всей РФ.

  2. Межрегиональные. Работают в нескольких регионах

  3. Региональные. Добиваются целей в одном субъекте федерации.

  4. Местные. Решают задачи в пределах муниципалитета — города или области.

Разнятся объединения по составу. Где-то собираются ветераны, где-то — молодежь. Есть организации для женщин, инвалидов, родителей. Свои союзы создают и по роду занятий. Это могут быть правозащитники, экологи, благотворители, деятели культуры, спортсмены, патриоты.

Существуют организации общественной самодеятельности (ООС). Они более свободны в выборе видов деятельности, но не могут получать финансирование из внешних источников. ООС не надо регистрировать, достаточно уведомить местные власти о начале работы.

Подготовка к регистрации

Название организации должно быть единственным в своем роде. Повторов и официальных наименований госорганов лучше избегать. Юридический адрес определяет место регистрации. Он должен быть настоящим, не массовым. Если региональная общественная организация сняла офис в Москве, она не может работать в Санкт-Петербурге или Воронеже. Действует жесткая территориальная привязка. Лишь общероссийские общественные организации вправе работать по всей России.

Еще надо проверить, чтобы учредитель не состоял в реестре лиц, которым запрещена регистрация НКО. Иначе Минюст вернет документы с пометкой о том, что учредитель не соответствует критериям, прописанным в законе. Подобные ограничения накладывают на граждан, которые уличены в незаконной деятельности при работе в некоммерческих организациях.

В уставе нужно четко прописать, чего хочет добиться организация, как будет этого достигать. Все должно быть по закону, соответствовать региональному уровню работы. Городскому объединению не по плечу всероссийские задачи. От того, как составлен устав, зависит объем бумаг для регистрации. Пример — при регистрации нескольких филиалов или представительств НКО нужно передавать в уполномоченный орган отдельные бумаги для каждого территориального подразделения.

Учредителями могут быть несколько совершеннолетних дееспособных россиян или те, кто постоянно живет в нашей стране. Среди них допускаются иностранцы. Создать организацию могут и юридические лица, но только некоммерческие. Фирмы и госорганы в число учредителей не попадают. Таковы требования профильного нормативного акта — ФЗ № 7 «Об НКО» от 12.01.1996 года.

Составление устава и других документов

Устав — это главный документ организации. По нему она живет и действует — от регистрации до ликвидации. Здесь должно быть все: 

  1. Название. 

  2. Цели.

  3. Структура.

  4. Руководство. 

  5. Права и обязанности членов. 

  6. Источники дохода.

Все должно четко соответствовать законам, указам президента и постановлениям правительства. Поэтому лучше сначала проконсультироваться у юристов. Они помогут выявить и устранить возможные нарушения. Средняя стоимость услуг в Москве начинается от 19 000 рублей. Такова цена быстрого, беспрепятственного прохождения документов в Министерстве юстиции.

Порядок регистрации

Помимо устава, нужно подготовить много бумаг:

  1. Заявление по форме Р11001.

  2. Протокол собрания учредителей, их список.

  3. Паспорта физлиц или реквизиты юрлиц-учредителей. 

  4. Информация о месте нахождения штаб-квартиры. 

  5. Документы на юридический адрес. 

  6. Квитанция об оплате пошлины. 

Каждая бумага — в трех экземплярах. Документы подаются в Минюст по месту регистрации НКО. Можно прийти лично, отправить по почте или через сайт госуслуг. Оплатив пошлину в 4 000 рублей, учредители сдают устав, протокол, заявления и квитанцию. У чиновников есть месяц на проверку бумаг. Если все в порядке, организацию ставят на учет и выдают ОГРН.

Принятие решения о регистрации

Минюст внимательно изучит поданные документы. На это у него есть 30 дней. Если все оформлено правильно и отвечает закону, организацию зарегистрируют. Ее данные внесут в единый реестр, а ей самой присвоят номер. Иногда процедура затягивается еще на месяц, если в документах есть недочеты, требующие исправления.

Получение документов о регистрации

Через 8 рабочих дней после попадания в реестр представитель организации получит на руки:

  1. Устав с печатью о регистрации.

  2. Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ.

  3. Выписку из реестра.

  4. Справку о постановке на налоговый учет.

С этого момента объединение считается созданным. Оно обретает права и обязанности юридического лица. Начинается отсчет сроков сдачи отчетности в разные инстанции. Один экземпляр устава и протокола остается в Минюсте, второй выдается на руки. Учредителям стоит хранить эти бумаги бережно, а лучше сделать с них копии, заверить у нотариуса.

Структура и органы управления общественной организации

В иерархии объединения есть три уровня:

  1. Всем руководит общее собрание. Это высший орган власти, который решает главные вопросы. Он определяет курс работы, выбирает начальство, меняет устав. Собрание легитимно, если на нем присутствует больше половины членов организации.

  2. Между собраниями всеми делами заведует правление или президиум во главе с председателем. Они действуют от имени организации, распоряжаются ее деньгами и имуществом, принимают, исключают участников.

  3. За финансами следит ревизор или ревизионная комиссия. Они проверяют, куда идут деньги, следят за сохранностью имущества. Каждый год проводят ревизии, докладывают о результатах общему собранию.

Участники вправе управлять организацией, выбирать и быть избранными в руководство. Они могут вносить предложения, получать информацию о работе, пользоваться поддержкой объединения. Руководство объединения вправе назначить членам постоянную заработную плату, если они не входят в состав органов управления.

Но у членов есть и обязанности. Нужно соблюдать устав, помогать общими силами формировать имущество организации, платить взносы. Нельзя разглашать секреты, подрывать репутацию объединения, наносить ему вред.

За нарушения члены несут ответственность. Им могут вынести замечание, объявить выговор или вообще исключить из организации. А если они нанесли ущерб, придется возместить убытки. Ну и в крайнем случае не избежать административной или уголовной ответственности за противозаконные действия.

Отказ в регистрации общественной организации

Минюст может вернуть документы по четырем причинам:

  1. В бумагах нашлись нарушения закона — противоречия, неполный комплект, неверные данные.

  2. Название оскорбляет чувства людей, задевает нравственность, национальность, религию.

  3. Организация с таким названием уже существует.

  4. Цели и деятельность идут вразрез с Конституцией — криминал, экстремизм.

Просто так, без веских оснований, отклонить заявку нельзя. В отказе должны быть четко прописаны причины. Его можно обжаловать у вышестоящего начальства или через суд.

Многие недочеты в документах можно исправить. Если Минюст их обнаружит, то даст знать заявителю. Укажет, что не так и в какой срок нужно все поправить.

Если учесть замечания и подать документы по новой, то шансы на регистрацию вырастут. Конечно, при условии, что все недочеты устранены, а бумаги соответствуют букве закона.

Первые шаги после регистрации

Когда организация наконец-то зарегистрирована, нужно сделать три вещи, чтобы начать работать:

  1. Открыть счет в банке, куда будут поступать членские взносы, пожертвования. Для этого нужно решение руководства организации, устав и свидетельство о регистрации.

  2. Встать на учет в органах статистики, получить классификационные коды видов деятельности — ОКВЭД. Они нужны для сдачи отчетности, участия в конкурсах на гранты. Для этого подается заявление в местное отделение Росстата.

  3. Заказать печать, чтобы ставить на официальных бумагах. Эскиз клише утверждается общим собранием, а саму печать делают в штемпельной мастерской.

Когда бюрократия улажена, можно собирать членов на первое полноценное собрание. На нем выбирают постоянных руководителей, ревизоров, утверждают символику, планы, бюджет. Распределяют обязанности, решают с чего начать.